Страницы истории

Научная библиотека КГПУ им. Арабаева — одна из старейших в рес­публике среди вузовских библиотек. Существует она с 1952 года — вре­мени основания самого пединститу­та. И в полувековой истории Науч­ной библиотеки много интересных страниц.

50 лет библиотека служит для профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и со­трудников университета.

Она сыграла большую роль в ин­формационном обеспечении учеб­ного процесса, развитии научно-исследовательской деятельности, повы­шения профессиональной подготов­ки педагогических кадров института.

С первых же дней своего суще­ствования библиотека начинает ак­тивно формировать библиотечный фонд. Нам известно, что при форми­ровании библиотечного фонда боль­шую помощь оказывали Кыргызский Государственный Университет, а также ведущие педагогические вузы бывшего Советского Союза.

Своим книжным богатством библиотека обязана также ученым института. Архивные материалы свидетельствуют, что именно тогда в фонд библиотеки поступили коллекции таких известных профессоров: И. А. Батманова, Г.А. Сухомлинского, К.К. Юдахина. До сих пор фонд библиотеки пополняются  дарственным книгами преподавателей и профессоров нашего университета, таких как Ш. Жапарова, М.Рахимовой, М. Ботбаевой, А. Айылчиева, Р. Айтматовой и др.

 Библиотека уже к 1968 году в своем фонде имела 160 тысяч книг, выписывала более 100 названий журналов и газет.

            Библиотечный фонд с каждым годом увеличивался благодаря ста­бильному выделению бюджетных средств на приобретение книг и пе­риодических изданий. Только Фон­дом “Сорос-Кыргызстан” в библио­теку вуза было выделено 3 тыс. экзем­пляров книг по всем отраслям наук.

Сегодня библиотечный фонд библиотеки насчитывает более 400 тысяч единиц хранения, составляю­щая составляю­щая литературу исторического, те­оретического и практического ха­рактера по педагогике, образова­нию, психологии, дефектологии и по смежным наукам.

НБ КГПУ осуществляет информационно-библиографическое обслуживание читателей, создавая библиографические средства ориентации во все увеличивающемся потоке педагогической литературы.

          Справочно-библиографический ап­парат библиотеки содержит сведе­ния обо всей литературе. Система каталогов, картотек позволяет чи­тателям свободно ориентироваться в огромном богатстве книг.

В библиотеке имеются алфавит­ный и систематический каталоги отечественных, иностранных книг, периодических изданий, педагоги­ческих серий, систематическая кар­тотека статей “Педагогические на­уки. Образование. Педагогическая психология и Законодательные и директивные материалы по народ­ному образованию”.

                   Все эти ориентиры рассчитаны для удовлетворения информацион­ных запросов наших читателей.

       Читатели нашего университета, а их более 10 тысяч, обслуживаются в 2-х читальных залах, один из ко­торых расположен в учебном корпу­се №2 в 10 микрорайоне, рассчитан­ных более чем на 100 мест и на або­немент. При 8 институтах и 3-х цен­трах университета функционируют библиотеки, которые укомплектова­ны новой специализированной ли­тературой. Особо хочется отметить библиотеку Института мировых языков, где имеются 2 читальных зала и 1 кабинетная библиотека с книжным фондом 4700 экз. Библио­теки оснащены самым современным техническим оборудованием, под­ключены к глобальной сети Интер­нет. Руководит библиотекой ИМЯ одна из опытных сотрудников биб­лиотеки Морозова А.В.

                      В том, что библиотека с каждым годом пользовалась популярностью у студентов-читателей — огромная заслуга тех, кто трудился в ней дол­гие годы. Речь пойдет о тех лицах, которые стояли у истоков истории создания библиотеки, начиная от основания до сегодняшнего дня. Бе­зусловно, место каждого в истории библиотеки неравноценно. Но лич­ность каждого наложила свой отпе­чаток на развитие библиотеки и на ту роль, которую она сыграла в об­щественной и культурной жизни Университета.

Почти 20 лет (1959-1980 гг.) ру­ководила библиотекой С. Саякбаева. Только благодаря ее энергии, глубокому пониманию целей науч­ной библиотеки особенно ее люб­ви к делу, во главе которого она так долго стояла, библиотека приобре­ла лицо, как научное учреждение. Именно она способствовала быст­рому росту книжного фонда, толь­ко за период 1959-1968 год фонд увеличился в 4 раза. Был увеличен штат библиотекарей с 4-до 28 ра­ботников.

Улучшилась материаль­но-техническая база библиотеки. Если в первые годы библиотека пе­динститута ютилась лишь в 2-х ком­натах, то с ее приходом библиотека перешла в основной корпус инсти­тута, добилась помещения для хра­нения книг, где размещается 200-тысячный фонд, и который до сих пор служит библиотеке.

По ее инициативе был открыт читальный зал, рассчитанный на 60 мест.

               В коллективе С. Саякбаеву це­нили не только как энергичного и умелого администратора.

Она была для них в первую очередь отзывчи­вым к их нуждам другом, который не только руководил работой, но и сумел объединить всех работников в одну общую семью. В эти годы в библиотеке трудились Аманат Шакеева- зав. отделом  комплектования, Колюжина М. – завотделом обслуживания.

        В 1980 годы библиотекой руко­водила Журавлева Роза Николаев­на, которая все свое влияние и ав­торитет направила на совершен­ствование и поднятие имиджа На­учной библиотеки университета.

Она еще известна как педагог, читала лекции на библиотечном факультете института, большое зна­чение придавала библиотечно-биб­лиографическим знаниям студен­тов, обучала их библиотечным на­выкам; как пользоваться каталога­ми, как правильно оформлять кур­совые и дипломные работы. Бок о бок с ней работали ее единомыш­ленники: В. П. Семина, Р. Л. Погребицкая, И. Капсаланова, К. Омуралиева и другие.

    Следующий рассказ, очень по­нятный нам особенно сегодня, как ничто другое говорит о трудном, но достойном периоде библиотеки в годы директорства Тилек Маткеримовны Маткеримовой.

Круто изменился ход историчес­кого развития в республике, заявив о создании новых политических, эко­номических условий жизни. В этих условиях перед библиотекарями сто­яли самые сложные задачи — как со­храниться и развиваться. Тяжелое по преимуществу положение библиоте­ки сказывалось, главным образом именно на комплектовании.

Особенно сложно было с под­пиской на научные журналы, без которых немыслимы ни научные, ни учебные процессы в вузе. Биб­лиотека, как и все библиотеки рес­публики, переживала трудные вре­мена. Но время ставило новые про­блемы, Тилек Маткеримовна со своим коллективом искала пути выхода из сложившейся ситуации.

Много сил положила она в об­разование библиотек в центрах уни­верситета, создавала специализиро­ванные фонды в кабинетных биб­лиотеках.

На сегодня в университете ус­пешно функционирует  6  библиотек, которыми гордится наша Тилек- эже. Находясь на заслуженном от­дыхе, она грудится среди нас, среди коллег и любимых читателей.

А сколько студенческих поколе­ний прошло почти за полувековой период через «кафедру-стол обслу­живания”, где стояли высококуль­турные, образованные, удивитель­но добрые, отзывчивые библиотека­ри: Алымкулова Н., Джолдошева А., Аманова Г., Нуриева X., Рысманова А., Токтомушева Б., Султанкеримова Б.. Чулеева К., Молдалиева О., Сооронбаева Ч.

К полувековому юбилею в биб­лиотеке работает уже новое поко­ление, от которых зависит будущее библиотеки: Кадырмамбетова Ч„ Кутуева Б., Сулайманова Г., Дуйшеева А., Карагозиева С., Королиева А. Сегодня эти люди в постоянном поиске новых форм и методов биб­лиотечной работы. Особенно, ког­да перед научной библиотекой КГПУ встала проблема использова­ния новых информационных техно­логий для удовлетворения запросов пользователей.

  • В результате перед библиотекой поставлена задача создания основы информационно й инфраструктуры научной библиотеки. Эта задача заключается в следующем: создание автоматизированного библиотечного комплекса с ин­теграцией локальных баз дан­ных на сервере в виде Электрон- ного каталога и обеспечение свободного доступа к нему внут­ренних и внешних пользовате­лей;
  • создание единого информаци­онного ресурса по проблемам педагогической науки с целью взаимного использования и вхождения в национальное и мировое информационное про­странство;
  • создание полнотекстовых Баз Данных, электронной книги трудов ученых университета;
  • обеспечить доступ к Базе Дан­ных университета всех педагоги­ческих коллективов (ученые, преподаватели, аспиранты, учи­теля школ, воспитатели детских садов, яслей, детских домов и др.) Кыргызстана.

Для осуществления этих задач Научная Библиотека КГПУ им. И. Арабаева выступает с инициативой объединить информационные ре­сурсы всех педагогических вузов Кыргызстана и создать интерактив­ный каталог Базы Данных по педа­гогическим наукам. Каталог будет доступен по каналам Интернета. Пользователь может заказать ин­формацию с последующей его дос­тавкой в тот университет, слушате­лем которого он является. Органи­зация доставки информации требу­ет создания специальной межвузов­ской межвузов­ской информационно-библиотеч­ной системы. На первом этапе в эту сеть войдут ведущие педагогические вузы Кыргызстана, которые впос­ледствии будут рассматриваться вузами других стран мира, выска­завших согласие на условиях обме­на учебными курсами, создать об­щую аудиторию, предоставляя сво­бодный доступ всем участникам. В заключение хотелось бы отме­тить, что в свой юбилейный год биб­лиотека продолжает выполнять свою миссию и предоставляет воз­можность эффективного использо­вания мировых информационных ресурсов, что позволяет решать широкий круг задач в подготовке педагогических кадров новыми ме­тодами с экономией материальных средств.